Уманский НУС - 170 лет на страже науки (краткий исторический очерк)
Уманский НУС - 170 лет на страже науки (краткий исторический очерк)
Научной деятельностью в Уманском национальном университете садоводства занимались с первых лет его существования, что было связано с острой потребностью улучшения «примитивного» в то время садоводства. Созданные в начале XIX века средние специальные сельскохозяйственные школы не обеспечивали растущих потребностей коммерческого садоводства в квалифицированных кадрах, способных вести дело на научной основе. В связи с этим, Департамент Государственного Имущества разработал специальное «Положение о садовых заведениях», которое было утверждено царским указом от 9 февраля 1842. Согласно этому положению, начались работы по поиску места для создания Главного училища садоводства. Выбор пал на Одесский ботанический сад, который в то время, благодаря усилиям его директора, профессора Ришельевского лицея Александра Давыдовича Нордмана, стал выдающейся научно-производственной организацией, которая обслуживала все потребности сельского хозяйства юга России и, прежде всего, садоводства, лесоводства, шелководства и других его отраслей. 9 февраля 1842 за подписью царя выходит указ о создании системы садовых заведений для распространения «правильного садоводства», а 5 марта того же года - принято решение об открытии в Одессе Главного училища садоводства. 9 августа 1844 училище начало свою деятельность. Важную роль в создании Главного училища садоводства сыграла личность его первого директора, известного ученого ботаника и зоолога А.Д. Нордмана. Александр Давыдович Нордман сделал весомый вклад в области зоологии и ботаники. Опубликовал 57 научных работ, участвовал в многочисленных естественных экспедициях, отыскал на Кавказе новый вид хвойных - пихту, получившей его имя - Pinus Nordmaniana и является наиболее популярным хвойным деревом в современных европейских насаждениях. Главным в системе обучения в училище было изучение теории и практики садоводства с глубокими знаниями лесоразведения, шелководства, пчеловодства и виноградарства. Лучшие ученики училища направлялись для прохождения практики в Императорский Никитский ботанический сад, который служил мощной базой по акклиматизации растений. 12 мая 1847 утверждается «Новое положение садовым заведениям Департамента Государственного Имущества», согласно которому в учебный план вносились соответствующие изменения и дополнения. Училище обязывалось распространять данные о «правильном» ведении садоводства, продавать растения - плодовые, лесные, кусты, семена цветочных, масличных и других растений, а также информировать о результатах исследований и улучшенных приемов в области садоводства. В связи с бурным развитием Одессы в середине XIX в., половину земли Ботсада было передано под частную застройку. Это заставило следующего директора училища Доменика Сигизмундовича Обниского искать более благоприятное место для садоводства. Царским указом от 30 марта 1859 Главное училище садоводства переводится с засушливой одесской зоны в более благоприятное для садоводства место - знаменитый парк в Умани - Царицын сад (ныне «Софиевка» - Национальный дендрологический парк), который в то время был собственностью русской царицы и передавался главному училищу садоводства, имел систему прудов, выдающиеся гидравлические сооружения, водопады, роскошную архитектуру, естественную красоту и большой набор древесных насаждений и кустарников. В Царицыном саду еще во времена первых владельцев Потоцких были сделаны первые шаги по наполнению его экзотическими видами деревьев. Так, из-за границы были завезены первые платаны, каштаны, пирамидальные тополя (последние сначала в Тульчин), тюльпанное дерево, сосна Веймутова (из Берлинского дендрария), построены первые теплицы и оранжереи для выращивания лимонов, апельсинов, мандаринов, ананасов, бананов, овощных культур, большого количества редких декоративных пород. С этого времени начинается новая страница в истории садоводческой школы, которая получила название «Уманская школа садоводства», где была подготовлена славная когорта отечественных специалистов, как для практического занятия садоводством, а впоследствии - земледелием, лесоводством, управлением сельскохозяйственным производством, технологической переработкой плодоовощной продукции, и т.п., так и для науки и учебно-научной деятельности.
Царским указом от 30 марта 1859 также был утверждено «Новое положение о Главном училище садоводства в Умани». Согласно которому, на училище возлагалось обеспечение государственных учреждений и отдельных граждан саженцами лучших пород и сортов плодовых, ягодных и лесных культур, а также семенами и другими органами размножения садовых и овощных растений. Кроме того, Главное училище садоводства должно было проводить исследования по акклиматизации растений, выращивания фруктовых деревьев и винограда на обоях, вести широкие исследования с целью дальнейшего развития отраслей садоводства, лесоводства и огородничества.
Особую страницу в жизни и деятельности Главного училища садоводства вписал его новый директор Николай Иванович Анненков, который работал на этой должности с 1863 по 1875 год. Как выдающийся ученый в области ботаники, садоводства, лесоводства, он, одновременно с преподаванием этих дисциплин в училище, дополнил и переиздал оригинальную научную работу «Ботанический словарь», за которую Российской академией наук награжден Большой серебряной и золотой медалями. За многолетний плодотворный труд в области садоводства и огородничества, лесоводства и акклиматизации растений М.И. Анненкова был избран членом-корреспондентом Российской академии наук, а также почетным членом многих отечественных и зарубежных научных обществ. На территории современного университетского городка можно встретить сосну крымскую, которая впервые появилась в Умани благодаря Николаю Ивановичу.
За время работы М.И. Анненкова в Уманском училище было значительно модернизировано экспериментальную базу, которая в 1861 пополнилась 122 десятинами городской земли, в 1863 гг. - 72 десятинами Грекового леса для специализации по лесоводству, устроен водопровод для полива (1863-1873), на этой основе в 1868 г.. было создано практическое поле, а затем - практическое хозяйство.
Выпускники училища этого периода плодотворно работали на ниве садоводства. Так, М.П. Колесников (выпускник 1852) работал в училище старшим преподавателем садоводства и главным садовником Царицыного сада в Умани; преподавателем в училище работал Л.Т. Лучинский (выпускник 1859); помощниками главного садовника Уманского парка работали К.М. Карабетов (выпускник 1861), Н.Ф. Гродзинский (выпускник 1867), И.А. Жуковский (выпускник 1868); главным садовником Алупкинского парка (при имении графа М. С. Воронцова) работал А.К. Кебах (выпускник 1860). Так, в частности Лаврентий Тимофеевич Лучинский издал несколько работ по плодовому и декоративному садоводству, которые в настоящее время пользуются большой популярностью в Российской Федерации (переиздание «Практическое садоводство в 2-х частях» - Пенза, 1891 г.,) и др. В период реформы 60-х годов, ликвидации крепостничества, претерпело преобразования всю хозяйственную жизнь страны. Развитие торгового земледелия и его специализация по отраслям обусловили в юго-западных губерниях России интенсивное распространение свекольно-сахарного производства. Поэтому возникла необходимость подготовки агрономических кадров с полеводства. В связи с этим в 1868 году Уманское Главное училище садоводства было преобразовано в Уманское училище земледелия и садоводства и отнесено к средним сельскохозяйственным учебным заведениям ведомства Департамента земледелия. Поэтому в дополнение к существующим учебно-научным кабинетам и отраслям садоводческого хозяйства в училище создаются кабинеты растениеводства и животноводства, организуется животноводческая ферма. Директором училища в 1875-1881 гг. работал Михаил Степанович Барановский. При его участии было расширено практическое поле и в 1877 году переименовано в практическое хозяйство, комплектуются фермы крупного рогатого скота, овец, птицы, пасека становится самостоятельным подразделением хозяйства. Этот период в развитии Уманского училища земледелия и садоводства характеризуется дальнейшим плодотворным развитием научных исследований. С 1885 по 1892 в училище работал преподавателем и главным садовником Царицыного сада Василий Васильевич Пашкевич. Под его руководством осуществляется реконструкция парка: вблизи оранжерей разбивается известный арборетум - «Английский парк», который и поныне украшает «Софиевку»; закладывается помологический сад, в котором было 350 сортов яблонь, 250 - груш, 40 - слив, 50 - вишен и черешен отечественных и зарубежных сортов; создается формовой сад для обучения учащихся технологии обрезки плодовых деревьев и ягодных кустов; впервые в Киевской губернии начато культивирование винограда промышленных сортов. Создается база технической переработки плодов и овощей, строится отдельное помещение с винным подвалом и лабораторией, где изучается качество продукции и возможность ее переработки. В 1870 году, по предложению Уманского училища, было узаконено производство вина из плодов и ягод. К этому времени в России производство вина из плодов считалось фальсификацией, так как при его изготовлении в соки разрешалось добавлять сахар для повышения сладости соков и воду для уменьшения кислотности и экстрактивности готового продукта. В 1885 году в Уманском училище открыто метеорологическую станцию второго разряда, первого класса, которая под руководством преподавателя физики, метеорологии и химии, статского советника Вильгельма Александровича Поггенполя, которая заняла достойное место среди подобных ей учреждений страны и продолжает действовать и сейчас. На станции по широкой программе велись фенологические наблюдения за развитием 126 древесных и кустарниковых пород и 450 дикорастущих и культурных растений. На основе 20-летних наблюдений В.А. Поггенполь разработал календарь цветения растений Царицыного сада, сделал ценные выводы о влиянии метеорологических факторов на ход их вегетации, участвовал в международных метеопроектах. В Уманском училище земледелия и садоводства учился и много лет плодотворно работал Юлий Робертович Ланцкий. После окончания училища (в 1881 г.). он назначается помощником В.В. Пашкевича из руководства парком «Софиевка». Затем Ю.Р. Ланцкому предоставляется загранкомандировка для изучения декоративного садоводства. По возвращении из командировки в 1891 году Ю.Р. Ланцкого назначают главным садовником парка «Софиевка», а позже - заведующим этого парка. Он по совместительству читал курс садоводства, является автором более 40 работ по технологии выращивания и переработки плодов и овощей, в 1900 году выходит его работа «Краткий очерк работ по устройству плодового сада». Результаты 10-летних научных исследований преподавателей и учеников Уманского училища широко демонстрировались на Киевской сельскохозяйственной выставке в 1897 году. За высокие показатели в научной, учебной и агрономической деятельности оргкомитет наградил Уманское училище четырьмя золотыми и одной Большой серебряной медалью. Отдельно Большой серебряной медалью выставки был отмечен главный садовник парка «Софиевка» Ю.Р. Ланцкий. Талантливой личностью был выпускник Уманского училища земледелия и садоводства (1882) И.К. Пачоский - ботаник-флорист, системник и геоботаник. В 1887 опубликовал научный труд «Очерки флоры окрестностей г. Умани Киевской губернии», описав 1062 вида высших и частично низших растений. В этом же году Йозефа Конрадовича избрали действительным членом Киевского общества естествоиспытателей, которому он подарил гербарий с 2000 экземпляров растений местной флоры, в настоящее время хранится в Институте ботаники им. М. Холодного. По поручению общества естествоиспытателей он исследовал флору и фауну Херсонской и Астраханской губерний, а также зону Полесья.
В начале ХХ века реорганизация учебного заведения в Уманское среднее училище садоводства и земледелия с двумя отделениями садоводства и земледелия (1903) заметно повлияла на научную деятельность заведения. К преподаванию были приглашены новые преподаватели, которые развернули активную научную работу по созданию новых пособий, закладки новых опытов по садоводству, полевых культур, животноводства. В настоящее время базой для отделения земледелия были кабинеты-музеи растениеводства, животноводства, учебное поле, животноводческая ферма с различными породами рабочих и продуктивных животных, парк сельскохозяйственных машин и средств. Для садового отделения вторым по значению стало декоративное садоводство, которое преподавал Виталий Иванович Эдельштейн. Глубокие биологические знания о строении и жизни растений помогли ученому в преподавании декоративного садоводства и содержании Царицыного сада в надлежащем состоянии. Позже, уже будучи заведующим кафедрой овощеводства Московской сельскохозяйственной академии, доктором сельскохозяйственных наук, профессором, почетным академиком ВАСХНИЛ, Героем Социалистического Труда, В.И. Эдельштейн вспоминал годы работы в Уманском училище садоводства и земледелия как лучшие и наиболее плодотворные в своей жизни. С 1907 года пчеловодство и шелководство в училище преподавал Ипполит Иванович Кораблев, который вырос до профессора и оставался на этом посту в Уманском сельскохозяйственном институте до 1951 года. С 1922 по 1925 гг. он был деканом плодоовощного факультета. За время работы И.И. Кораблева изучение шелководства и пчеловодства приобрело особое значение. Монографии этого ученого «Кормление пчел и приготовление кормов», «О выборе улья и как самому устроить хороший улей» и учебник «Пчеловодство» пользовались популярностью во всем государстве и являются ценными и поныне. В 1908 году в училище приехал М.Е. Софронов, он приглашен читать курс лекций по технологии виноделия и микробиологии. Рядом с ним работал А.В. Петцельт, который усовершенствовал технологию изготовления плодово-ягодных вин. Заметный след в развитии Уманского училища оставил профессор Петр Генрихович Шитт, который преподавал садоводство с 1911 по 1914 год. Он руководил всеми отраслями садоводства, разработал «Организационный план садового хозяйства Уманского Царицына сада», первым в Умани начал изучение корневой системы и физиологии питания плодовых деревьев, закономерностей роста и цикличности онтогенетического их развития. Кроме этого, П. Шитт занимался вопросами сушки плодов и овощей, контролировал и изучал различные виды сушилок. Сушеные сливы, произведенные в хозяйстве, конкурировали на мировом рынке с сочинским черносливом. Вместе с П. Шиттом работала М.И. Михневич, которая занималась технологиями варенья, джема, цукатов. Следствием деятельности Уманского училища садоводства и земледелия стало создание Уманской исследовательской станции и выхода первого очерка о природно-исторических и сельскохозяйственных условиях станции и программы ее деятельности за 1907 год. Десятилетиями деятельность станции была неразрывно связана с деятельностью учебного заведения: работа ведущих специалистов по совместительству, подготовка научных кадров, совместные опыты и тому подобное. С 1904 по 1922 курс огородничества преподавал талантливый ученый Сергей Михайлович Вуколов. Он создал кабинет огородничества, который в то время был единственным научным центром овощеводства в России. Кабинет имел много коллекций, которые постоянно обновлялись и пополнялись: семена огородных культур, огородный инвентарь, орудия и машины, муляжи плодов овощных культур, овощные консервы, коллекции вредителей и болезней и тому подобное. Кроме учебной и научной работы коллектив училища проводил в зоне своей деятельности значительную общественно-агрономическую работу, пропагандировал лучшие приемы выращивания плодовых, полевых, лесных, огородных культур, распространял новые, наиболее урожайные и приспособленные к местным климатическим условиям сорта, лучшие высокопродуктивные породы скота и птицы. Училище было участником многих сельскохозяйственных выставок. Так, на Киевской сельскохозяйственной выставке в 1913 году училище было награждено золотой медалью за учебную работу и несколькими золотыми медалями за полеводство, садоводство (плодовое и декоративное), огородничество, пчеловодство и шелководство. Выставка вызвала значительный интерес посетителей к экспонатам училища и их высокую общественно-агрономическую ценность. На юбилейной международной выставке садоводства 1914 в Санкт-Петербурге, участником которой было Уманское училище садоводства и земледелия, садовые экспонаты училища были отмечены Большой золотой медалью Санкт-Петербурга и такой же медалью Всероссийского общества садоводов; экспонаты из технической переработки плодов и овощей - Малой золотой медалью. Успехи в садоводстве побудили директора училища Тимофея Григорьевича Гончарука-Беду к превращению заведения в институт садоводства, но начало первой мировой войны и внезапная смерть директора не дали возможности осуществлению этих планов. Дальнейшие события революции, гражданской войны, разрухи остановили на некоторое время научную деятельность заведения. Однако уже в начале двадцатых годов создается научное общество во главе со студентом-активистом, будущим академиком Петром Антиповичем Власюком, которое объединило в один коллектив преподавателей и студентов.
Были разработаны первые научно-исследовательские программы, направленные на улучшение агрономической службы на селе, в садоводстве, огородничестве, защите растений и тому подобное. В 1921 году возобновлена работа лаборатории по технологии виноделия и создана лаборатория по разработке технологии переработки плодов и овощей, на основе которых в 1926 году была открыта кафедра технологии хранения и переработки плодов и овощей. Возглавил кафедру ученик известного профессора Ф.В. Церевитинова доцент В.В. Сицинский. Он организовал широкую сеть пунктов по изготовлению сульфитированных полуфабрикатов из земляники и соленых корнишонов и отгрузки за границу для получения стране валюты. Основными работниками на этих пунктах работали 27 выпускников техникума. В 1926 году вышел первый том «Записок Уманского сельскохозяйственного техникума» (Умань, 1926).
Вот основные статьи:
- «Принципы изучения сухого земледелия» С.К. Руденко;
- «Колосоуборки и возможности их применения на Украине» В.Ф. Чалого;
- «Опыт откорма свиней на корнеклубнеплоды» Ф.В. Мазкова;
«Некоторые вопросы плодово-ягодного виноделия», «Морозоустойчивость дерев» и «Опытная работа с варкой повидла» С.С. Рубина, а также статьи М.Ф. Любочки с плодоводства, Ф.В. Заморского по земледелию и другие учебно-научные работы. В этом же году выходит фундаментальный труд профессора В.И. Эдельштейна «Введение в садоводство», монография профессора М.Ф. Любочки «Почвы Украины». В 1927 гг. - учебник С.М. Вуколова для студентов сельскохозяйственных вузов «Курс огородничества», учебное пособие С.Л. Бонецкий «Промышленное и приусадебное цветоводство в открытом грунте», труд И. Фороста «Опыты по технике культуры огородных растений (1922-1927 гг.)» и другие. Процесс реорганизации учреждения в институт с введением и выведением отдельных предметов не остановил научной деятельности. В это время закладываются новые товарные и помологические сады, исследуется корневая система яблони, разрабатываются планы по выращиванию новых сортов полевых культур, сахарной свеклы, как одной из важнейших технологических культур, а также рисосеяния в отдельных хозяйствах Уманского района. Кафедры института в данный период для выполнения научной работы имели разнообразные учебно-опытные участки и питомники. Так, кафедра плодоводства имела помологический сад с большим ассортиментом, заложенный В.В. Пашкевичем, и новый помологический сад посадки 1930-1931 гг. на площади 12 га, формовой сад и сад диких родственников яблони для изучения подвоев; исследовательский плодовый питомник и др. Кафедра агрохимии и почвоведения под руководством профессора П.А. Власюк организовала глубокие научные исследования по условиям питания плодовых и ягодных культур и физиологической роли микроэлементов, а кафедра генетики и селекции под руководством профессора Н.Н. Грюнера с участием доцента С.Х. Дуки начала обширную программу работ по созданию новых сортов плодовых и ягодных культур. Кафедра общего земледелия под руководством профессора С.С. Рубина продолжала вести, начатые в 1927, многолетние стационарные опыты по изучению систем содержания почвы в садах и влияния удобрений на рост, развитие и плодоношение яблони. В 1933 г. в институте начинается подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру. Первыми аспирантами были: Н.Н. Шкварук (руководитель профессор П.А. Власюк) - по почвоведению, И.М. Ковальчук (руководитель профессор М.М. Грюнер) - по селекции плодовых, В.Ф. Селецкий (руководитель профессор М.И. Лопатин) - с фитопатологии. После некоторого перерыва в издании научных трудов, результаты научных исследований публикуются в сборниках научных трудов Уманского плодово-ягодного института (1934-36 гг.) и Уманского сельскохозяйственного института (1937 гг.). Вышел учебник П.А. Власюк и М.М. Шкварука «Сельскохозяйственное почвоведение» (1934), монографии С.С. Рубина "Подкормка огородных растений» (1937), «Удобрение плодово-ягодных культур» (1938), «Удобрение овощных культур» (в 1940 г.) и др.
Важное значение также имели исследования профессора С.Х. Дуки «Карликовое садоводство на новой основе» (1937), доцента И.М. Ковтуна «Биологические преимущества маточных сортов земляники» (1937 г.) и др.
Вторая мировая война принесла количественные материальные убытки заведению и человеческие потери. Однако желание возродить учебное заведение, его хозяйство было настолько большим, что очень быстро восстанавливают работу все учреждения: работает ученый совет, аспирантура, защищаются диссертации (защита происходит преимущественно в Москве, Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Киеве, Харькове), снова начинают закладываться новые опыты. Практическое поле, с которого начиналась в Умани научно-исследовательская работа в далеком 1868 году, в послевоенное время реорганизовано в учебно-опытное хозяйство.
В 1950 г. общая площадь его земельных угодий составляла 1386,5 га, в том числе 583,7 га пахотных земель, 457 га лесов, 200,8 га садов и ягодников, 32,9 га питомников, 5,1 га виноградников, 25 га занято огородними культурами. Посевы полевых культур в учебно-опытном хозяйстве имели исключительно семенное назначения, что позволило обеспечить все хозяйства региона полноценными высококачественными семенами и на этой основе значительно повысить урожайность культур. После Великой Отечественной войны возобновлена работа кафедры технологии, которая размещалась в помещениях винодельческого цеха учебного хозяйства. В это время было изучено и предложена технологическая схема производства марочных плодово-ягодных вин (А.И. Кораблев, Б.С. Трофименко), методы интенсификации ферментативных процессов алкогольного брожения (А.И. Кораблев), которые позже были применены в ромовой промышленности США, разработанный аппарат для диффузного спиртования вин, за что В.А. Николаевский получил авторское свидетельство. В 1961 году, представлены А.И. Кораблёвым на ВДНХ СССР образцы вин Уманского сельскохозяйственного института, были отмечены Малой золотой медалью, а сотрудники Б.С. Трофименко и А.П. Навроцкая награждены бронзовыми медалями. В 1960-1970 гг. расширяется тематика, совершенствуется методика исследований, происходит широкая интеграция научных коллективов и кафедр. Отдельные научные темы были объединены в ведущие проблемы, над которыми работали выдающиеся ученые, так, под руководством лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля науки и высшей школы профессора С.С. Рубина разрабатывается проблема «Увеличение производства зерновых, технических и кормовых культур», над которой работают доценты Ю.Ф.Терещенко, А.П. Данилевский, В.М.Иванчишин, М. Захаревський, А.И. Зинченко, З.М. Грицаенко и др. Под руководством С.С. Рубина также выполняются исследования в садоводстве над проблемой «Системы удобрения почвы в садах и удобрения плодовых деревьев» .В этот период было выпущено большое количество рекомендаций производству, выходят сборники научных трудов Уманского СГИ, монографии, учебники, ученые института выступают на страницах республиканских газет и журналов , проводятся Всесоюзные конференции и совещания. В 80-х годах научные разработки ученых публикуются в сборниках «Совершенствование технологии возделывания зерновых культур» (1982), «Совершенствование технологии возделывания технических культур на Украине» (1982), «Совершенствование агротехнический приемов по уходу за садом и физиологические основы повышения его продуктивности »(1982),« Социальные аспекты продовольственной программы СССР »(1984),« Биологическая и химическая защита растений от вредителей, болезней и сорняков УССР »(1985),« Плодородие почвы и продуктивность севооборотов »(1985), «Прогрессивная технология выращивания овощных культур в открытом и защищенном грунте» (1985), «Интенсивная технология возделывания овощных культур» (1988), «Современные методы борьбы с сорняками в интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур» (в 1989 г.) и др.
Результаты научных исследований преподавателей были также представлены в монографиях и рекомендациях производству: «Рекомендации по определению качества кормов в хозяйствах» (И.М. Карасюк, А.И. Зинченко, 1981), «Учхоз« Родниковка »- база производственного обучения и научных исследований »(И.М. Карасюк, М.Ю. Липко, 1982),« Индустриальная технология выращивания сахарной свеклы в колхозах и совхозах Черкасской области »(А.И. Здоровцов, И.М. Карасюк и др., 1983), «Интенсивная технология выращивания озимой пшеницы в колхозах и совхозах Черкасской области» (под ред. И.М. Карасюка, 1985), «Эффективность использования ресурсов в сельском хозяйстве» (М. Ерин, А.И. Здоровцов и др., 1985 ), «Использование программированных микрокалькуляторов в инструментальных методах анализа при выполнении учебно-лабораторных исследовательских работ по агрохимии и химии» (под ред. И.М. Карасюка, 1986), «Нормативные документы по организации учебно-научно-производственного комплекса УСХЫ и его функционирования в условиях поясного хозрасчета и самофинансирования» (Умань, 1988), «Комплексные нормативы в растениеводстве» (А.Ф. Бурик, 1986), «Слива и алыча» (С. Власюк, 1989), «Чеснок» (В.И. Лихацкий, 1990), «Капустные овощные растения» (В. Васянович, Л. Реизова , 1990), «Районированные и перспективные сорта плодовых и ягодных культур» (С. Власюк, 1990), «Интегрированная система защиты зерновых культур от вредителей и болезней и сорняков» (под ред. А.К. Ольховской и Ж. П. Шевченко, 1990), «Выращивание овощей в межхозяйственном теплично-овощном комбинате» (М. Гордий, В.Д. Васянович, 1990). Сотрудниками института с участием студентов выведено и внедрены в производство новые сорта и гибриды сельскохозяйственных культур. Среди них сорта пшеницы озимой Киевлянка (И.П. Чучма), Верхняцкий 20 (В.П. Сигида), Полесская 80 и Щедрая Полесья (А.И. Опалка), ярового ячменя Черкасский 240 и 22 гибриды кукурузы (Юбилейный 60, Бекоста , Маиссинте 270 МВ, Аккорд 72), группу гибридов Коллективный 95 М, 244 МВ и др. (И. Чучма), гибрид сахарной свеклы «Юбилейный» (Л.А. Гаврилюк), сорт груши Красивая (А. Десятов), чеснока «Софиевский» (В.И. Лихацкий). В государственное испытание передано три сорта груш, два - яблок, получено два авторских свидетельства. Эффективно работала созданная по решению Ученого совета инициативная группа опытных преподавателей и ученых института и специалистов учебно-опытного хозяйства по совершенствованию и внедрению интенсивных технологий в растениеводство. В состав группы вошли А.Ф. Бурик, В.П. Гордиенко, З.М. Грицаенко, В.А. Ещенко, А.И. Зинченко, В.С. Зубов, В. Коваль, Е.П. Ковальский, М. Майборода, А.Е. Недвига, В.Г. Новак, Ф.П. Твиленев, Ю.Ф. Терещенко, И.П. Чучмий, Ж.П. Шевченко.
Об эффективности работы этой группы свидетельствует такой факт. В начале работы группы в 1984 урожайность озимой пшеницы в учебно-опытном хозяйстве была 35 ц / га, а до 1991 гг. - Выросла до 60 ц / га. Тесное сотрудничество ученых института специалистами учебно-опытного хозяйства, непосредственное участие студентов в производстве, внедрение новых сортов и технологий обусловили рост урожайности плодовых культур до 225 ц / га, овощей до 350 ц / га. С обретением Украиной независимости началось новое летоисчисление Уманской научной аграрной школы. При институте было создано малое арендное предприятие «Ризоген» по выращиванию посадочного материала ягодников, древесных и кустарниковых растений, работало пять проблемных научных лабораторий, возглавляли профессора П.Г. Копитко, В.Ф. Мойсейченко, З.М. Грицаенко, И.П. Чучмий.
Ежегодно расширялись исследования по хоздоговорной тематике. Результаты научных исследований преподавателей и студентов этого периода оформленные в виде тезисов научных конференций, монографий, научных сборников, брошюр, рекомендаций, опубликованных статей в журналах и других сельскохозяйственных изданиях.
Были изданы научные сборники «Технология производства плодов и ягод в интенсивных насаждениях» (1991), «Пути повышения плодородия почвы и урожайности зерновых культур» (1992), «Минеральное питание и продуктивность плодовых растений» (1992), «Технология выращивания технических и кормовых культур в зоне Лесостепи »(1992) и др.
Уманский НУС достойно хранит исторические научные традиции и уверенно движется к новым научным высотам и свершениям.
Проректор по научной и инновационной деятельности доктор с.-х. наук, профессор В. П. Карпенко
По материалам книги И. М. Карасюка «Уманский сельскохозяйственный институт - 1844-1994» и исторической справки, предоставленной заведующей музея университета Л. А. Цимбровской.